РОЛЬ «ШКОЛЫ САХАРНОГО ДИАБЕТА» В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭНДОКРИННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ

Дурченков Д.К.,
Курникова А.А.,
Левошко Н.А. ГБУЗ
«Городская Клиническая Больница №3» г.Оренбурга

 скачать документ

За последние десятилетия проблема профилактики, ранней диагностики и контроля за течением сахарного диабета (СД) стала острейшей медико–социальной проблемой, которая в большинстве стран мира обозначена в числе приоритетных направлений развития здравоохранения. СД характеризуется исключительно ранней инвалидизацией и  высокой смертностью больных вследствие системного поражения сосудистого русла организма.

В  России зарегистрировано более 2 млн. больных сахарным диабетом и ежегодно регистрируется около 200 тысяч новых случаев этого заболевания. В Оренбургской области зарегистрировано 53 тыс. случаев данного заболевания.

Лечение СД требует радикального изменения образа жизни и поведения больного, в связи с чем в работе требуется использование «Школы сахарного диабета», помогающей пациенту адаптироваться в новых условиях.

С этой целью в 2011 году в ГБУЗ «ГКБ№3» г. Оренбурга организована «Школа сахарного диабета». Обучение – это неотъемлемая часть диабетологической помощи, позволяющее управлять сложным хроническим заболеванием путем вовлечения больного в структуру лечебного процесса. Процесс обучения происходит по структурированным программам. Пациенты делятся на группы в зависимости от лечения, находящиеся на инсулинотерапии, либо таблетированной сахароснижающей терапии. Обучение в Школе  адаптировано к возрасту пациента.

Кроме теоретических знаний, в «Школе сахарного диабета» в обязательном порядке даются практические навыки, касающиеся самоконтроля глюкозы крови, техники инъекций инсулина, правил ухода за ногами, выбора правильного питания, физических нагрузок и в целом ведения здорового образа жизни. Необходимым компонентом обучения является работа с «дневниками диабета».

Результаты самоконтроля глюкозы крови обучаемый пациент заносит в дневник, что служит базисом для самостоятельного лечения и его последующего обсуждения с врачом. Определяя уровень глюкозы крови в разное время в течение суток, обученный человек сам может менять дозы инсулина или корректировать свое питание, добиваясь приемлемых значений, позволяющих предотвратить в будущем развитие осложнений. На основе дневников диабета, которые ведут обучаемые, проводится разбор ошибок и разъяснение вопросов, оставшихся неясными во время обсуждения на занятии. Продолжительность занятий составляет 5 дней по 90 минут для одной группы пациентов.

За период  2011 –  2012 гг. проведено 70 школ. Прошло обучение 304 пациента. Из них с 1 типом сахарного диабета 44 пациента, со 2 типом — 260 пациентов. Повторное обучение прошли 33 пациента.

Основным показателем эффективности работы «Школы сахарного диабета» является гликированный гемоглобин (HbA1c). Исследование HbA1c необходимо проводить для оценки риска развития осложнений у больного сахарным диабетом. Увеличение его уровня на 1% приводит к увеличению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 11%, т.е. снижение уровня HbA1c является главным фактором уменьшения сердечно – сосудистых осложнений. По нашим данным, средний уровень гликированного гемоглобина у обученных пациентов за данный периодстал на 1,3% ниже, чем у необученных, что играет немаловажную  роль в коррекции углеводного обмена и профилактики осложнений сахарного диабета. Продолжение наблюдений позволит изучить динамику диабетических осложнений среди наблюдаемой группы пациентов СД и эффективность мер, направленных на профилактику.

Выводы: с развитием эффективных и своевременных методов диагностики и лечения сахарного диабета, можно надежно контролировать и обеспечивать профилактику его осложнений. Полноценное и комплексное применение этих мер существенно продлевает продолжительность жизни, а также повышает ее качество. Конечно, это не такая простая задача, но она выполнима, при своевременном применении мер профилактики грозных осложнений сахарного диабета и уменьшению факторов риска развития заболевания. И в этом немаловажную роль играет «Школа сахарного диабета».

Список литературы:

  • Анциферова М.В., Старостина Е.Г., Толстян Г.Р. и др.//Проблема эндокринологии – Москва. 1994 №3 стр. 19-22
  • Дедов И.И., Шестакова М.В. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом 5 выпуск М.2011 стр. 25-26

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *